пятница, 29 сентября 2017 г.

Цветы Севера


В самом начале этого лета мне посчастливилось побывать в Выборге на выставке «Цветы Севера», посвященной искусству вышивки корелов. В Выборгском замке были представлены работы театрального художника Ольги Михайловой и современной художницы Светланы Жуковой, а также - более 150 предметов из фондовых коллекций музея. Многие объекты экспонировались впервые, а часть экспонатов на выставку представляли художники, мастера и коллекционеры, владеющие уникальными образцами современной вышивки
С основной задачей - показать трансформацию вышивки и рассмотреть вышивку, претерпевшую уникальные изменения из языка декоративно-прикладного искусства в новый самостоятельный художественный язык, организаторы выставки справились на отлично. Переходя от одного экспоната к другому, и знакомясь с пластами истории разных периодов, безошибочно можно понять: в какую эпоху был рассвет вышивки, когда она была главенствующей в быту, и когда превратилась в искусство, достойное музеев.





Но не будем забегать вперед и рассмотрим все подробно.
В начале экспозиции нам предлагают перенестись во времени в ХIХ век и почувствовать себя жителем корельской деревни.






 «Вообще вся материальная сторона жизни у корела основана на строгой расчетливости и аккуратности. Всякая лишняя копейка мало уходит на безделье и, особенно, на водку, но и не сберегается и не хранится где-либо в темных подвалах, но идет на улучшение хозяйства или на показ, потому что корел тоже любит при времени хорошо и чисто одеться, пощеголять своею шведскою лошадью и ее упряжью, а женщины и девушки и еще того больше хлопочут о нарядах.» - цитирует нам отрезок из статьи в газете «Олонецкие корелы и Ильинский приход» (1879г.) экскурсовод. Что интересно: при обычном укладе крестьянского быта весь запас тканей, расшитых вышивкой полотенец и нарядов, женщина хранила в сундуке, и при том, что художественный текстиль играл важную декоративную и знаковую в жизни роль, он занимал скромное место в быту. Орнаментированные рушники и «завесы» концентрировались в доме лишь в одном месте – красном углу. Другое дело, - свадьба. В традиционных представлениях образ молодой девушки-невесты связан с вышиванием: этот образ характерен для свадебных песен и заговоров.





В Заонежье невеста в день свадьбы причитала:
«По севодняшнему денечку
Я сидела красна девушка
Под косивчатым окошечком
На брусовой белой лавочке,
Шила волю красным золотом,
Вышивала волю серебром
И садила скатным жемчугом …»(Колпакова 1941:165)
Девушки на выданье ездили в гости по родне, показывая свои рукодельные таланты, в том числе и вышивальные. В Заонежье о ленивой и неумелой девушке говорили: «Третью зиму с одними пялами по гостям ездит, да по беседам ходит» (т.е. с одной и той же работой – рукоделием). Непосредственно перед свадьбой, невеста шила в дар жениху рубаху, рукавицы и т.п. – «пришивала» себе жениха. Интересно и то, что в пялах нельзя было оставлять какое-либо девичье рукоделие, а все работы, связанные с вышиванием, нужно было завершить до свадьбы, «чтоб невеста не скучала по дому». В севернорусском фольклоре встречается метафорическое описание невестиных узоров в виде небесной триады: солнца, месяца и звезд. Именно таким «мудреным» узором была вышита свадебная рубаха, символичные образы декора которой нашли отражение в свадебных причитаниях:
«Как повышита тонко-белая сорочечка:
Окол ворота красное-то солнышко,
А вокруг ворота светел месяц,
Со луною да поднебесною
Со звездою да со восточную» (Агренева-Славянская 1897:41-42)
Экскусовод поведал, что большая часть экспонатов XIX века – это умело воссозданные «копии» или «реплики». На сегодняшний день реставрация и реконструкция – основные виды сохранения и воссоздания музейных образцов.


Однако в XX веке отношение к прикладному творчеству изменилось и в музее можно встретить и подлинники того времени. Так что мы продолжили экскурсию в зале, посвященному эпохе XX века – эпохе расцвета декоративно-прикладного текстиля в повседневной жизни
В это время поменялось отношение женщины к «текстильной собственности»: теперь созданное ею не скрывается от посторонних глаз в сундуке, а открыто демонстрируется. 





Можно оценить трудолюбие женщины, ее способности к рукоделию, и богатство, которое традиционно отождествлялось с большим количеством одежды и декоративных тканей. При осмотре инсталляции домашнего интерьера того времени, вспоминается жилье наших бабушек. Популярность рукоделия поспособствовала появлению в интерьере кружевных и вышитых изделий: занавесок и ламбрекенов, чехлов и накидок , «накомодников» и дорожек, салфеток , скатертей и др. В интерьерах сконцентрированы предметы, выполненные в различных техниках ткачества, вышивки, кружева и аппликации. 


Наряду с традиционными крестьянскими техниками (например ленточное кружево), распространение получают сложные аристократические техники : «ришелье», филейное плетение, петельная (гарусная) вышивка по сетке и др. Глядя на представленные экспонаты видно, что с течением времени геометрические орнаменты сменяются сложными растительными, а иногда и сюжетными изображениями. В вышивке формируется определенная тенденция: от цветового минимума и орнаментальной условности к реалистической, многоцветовой глади и фактурному болгарскому кресту. Увеличивается цветовая насыщенность изображения; плотной ковровой вышивкой полностью покрывается поверхность изделий, диванных подушек, газетниц и т.д. Также распространение получают вышитые панно и сюжетные картины, изображения на которых варьируются от аристократических пасторальных сцен до воспроизведения сказочных героев и эпических картин русских художников.


Широкое применение домашнего рукоделия в оформлении жилья говорит нам о выраженной стилевой тенденции вплоть до 1960-1970 -х годов, когда на смену домотканым половикам пришли дорогие ковры и паласы, а рукодельные предметы интерьера стали исчезать из интерьера по мере роста благосостояния населения и развития художественно-текстильной промышленности.
А как же рассвет интереса к вышивке и другому декоративно-прикладному творчеству, который мы наблюдаем сейчас, спросите вы? Не станем ли мы, мастерицы современности, яркими представителями рукодельной эпохи ХХI века и не возродим ли мы повсеместное использование ее в быту? Увы, историки
однозначно склоняются к мнению, что нет, но ведь мы с вами можем этому противостоять и наполнить свои дома тем теплом, который дарит лишь рукодельная вещь!
В рамках выставки, помимо экскурсовода, нам довелось пообщаться с молодой художницей современности, автором экспонатов - Светланой Жуковой, и посмотреть процесс создания нового полотна. 


И, знаете, мне очень понравились ее слова:
«Ремесла – это такой особый вид развлечения, где никто не победитель кроме тебя и никто не создаст вещи роднее. Ты существуешь с полотном один на один довольно долгое время и видишь, как оно растет из пустоты, становясь чем-то новым, чем-то своим. Созданное, становится предметом личной гордости, простой и доброй, которую испытывают дети. Быть кем-то новым не страшно, пытаться сделать что-то руками тоже не так страшно как кажется, если вам это хоть немножко нравится – попробуйте. И, конечно, у вас все получится!»


Данный материал был опубликован в журнале BURDA "Вышивка крестиком" в рубрике "Путешествуем вместе" , Август, 2017 год,   и я, как всегда, сохраняю на память сканы страничек журнала . 







2 комментария: